Понедельник, 29.04.2024, 04:26Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 74

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Женские головные уборы
Следы головного убора – в виде черного пятна под черепом с фраг-ментами золотой фольги уже давно стали для археологов точным мар-кером женских погребений. Но впервые сам убор, практически полно-стью сохранившийся, был обнаружен в погребении женщины в кургане 1 могильника Ак-Алаха-3 (рис. 13а). Оказалось, что женщины пазы-рыкской культуры носили парики, надевавшиеся на обритые головы. Парик имел сложное и своеобразное устройство: на войлочной основе-шапочке из специально приготовленной пластичной массы формиро-вали основу прически – она затягивалась сверху конскими волосами и определяла ее форму. Одна прядь конских волос была покрыта на за-тылке длинным деревянным накосником, украшенным головками фан-тастических животных с загнутым клювом грифона и рогом сайги. Два других накосника (также украшенных, но коротких) прикрепляли по бокам прически, над ушами, создавая имитацию кос. На парик поме-щали длинное (60 см) навершие в форме лепестка или пера на деревян-ном прутике-каркасе. Навершие изготавливали из войлока, обтянутого шерстяной черной тканью, и украшали деревянными птичками, покры-тыми золотой фольгой. У птиц были кожаные хвостики, крылья и лапки (рис. 13б). Вид птиц определить довольно сложно, но загнутый вниз кончик клюва и длинная вытянутая шея творят о том, что это могли быть лебеди. Прядь волос на темени, завернутую в тонкий войлок и ту-го обмотанную шерстяной ниткой, прятали в вязаный из красной шер-сти узкий и короткий накосник, аналоги которому известны среди ма-териалов из второго Пазырыкского кургана (рис. 14). Его увенчивала железная шпилька с наверишем в виде деревянной фигурки оленя, стоящего на шаре. Все сооружение в основании украшено фигуркой лежащего фантастического оленя с удвоенным туловищем. Символика украшений женского головного убора-парика может быть связана с мировым древом, на ветвях которого – птицы, у подножия – звери. Со-став деревянных украшений и других деталей в тех пазырыкских по-гребениях, где сохранилась органика, позволяем говорить о том, что головные уборы-парики, аналогичные описанному выше, были харак-терны для всех пазырыкских женщин. Представляется совершенно корректным (и перспективным) сравнение этого головного yбopа с изображениями на окуневских стелах, проведенное независимо друг от друга А. Наглером и Н. Леонтьевым. Повсеместно распространенный на территории бытования пазырыкской культуры, этот женский голов-ной убор мог иметь прототип в костюме населения местной караколь-ской культуры окуневского круга, чье влияние отслеживается и в ан-тропологическом типе пазырыкцев. По заключению Т. А. Чикишевой, в антропологическом составе пазырыкских племен обнаружен авто-хтонный брахикранный расовый компонент с монголоидными особен-ностями в строении черепа, генетически связанный с мощным пластом носителей культур окуневского круга. Рис. 13 Женский головной убор – парик из кургана 1 могильника Ак-Алаха-3: а – общий вид; б – деревянные птички. Головные уборы-парики пазырыкских женщин дополняли своеоб-разными чехлами – войлочными колпаками с небольшими полями. Один из таких колпаков найден в кургане 1 могильника Ак-Алаха-3, т. е. там же, где обнаружили и целый парик. Колпак (длиной 84 см) лежал между стенкой погребальной камеры и колодой (рис. 15б). Он был явно предназначен для того, чтобы надеваться поверх сложного головного убора. В настоящее время колпак имеет желтоватый цвет, но, как показал химический анализ, первоначально был красным. Аналогичный колпак нашли во втором Пазырыкском кургане (рис. 15а). Он оказался фрагментированным, и до последнего времени эти фрагменты ошибочно иден¬тифицировали: один – как часть войлочного чулка, дру¬гой – как головной убор. Сейчас колпак отреставрирован и имеет первозданный вид. Его длина 90 см. первоначальный цвет – красный. Поля этого головного убора украшены нашитыми кожаными кружочками, которые покрыты золотой фольгой. Рис. 14. Вязаный накосник Близкие аналогии этим колпакам можно усмотреть среди женских головных уборов в могильниках синьцзянских оазисов, особенно ха-рактерны они для Субаши. Анализ погребения трех женщин в высоких войлочных колпаках (60см) позволил исследователям предположить, что эти женщины были жрицами, а эффектные сооружения на голове укалывали на их статус. Высокие войлочные колпаки держались прямо благодаря вставленным внутрь палочкам. У одной из женщин колпак имел два острия, что послужило основанием для китайских археологов сделать странный вывод о наличии у нее двух мужей. Последние находки К. Дэбен-Франкфорт в Синьцзяне говорят о том, что подобные головные уборы были не исключением из правил, а скорее характерным, хотя и не рядовым, женским головным убором. Синьцзянские и пазырыкские головные уборы сближают, главным образом материал (войлок), высота и общий абрис. В деталях же и устройстве они значительно различаются (достаточно отметить, что в прическах синьцзянских женщин нет ук¬рашении в виде деревянных фигурок животных и птиц, но присутствуют бронзовые детали). В продолжение окуневской темы в женских головных уборах пазырыкцев отметим, что изображения очень высоких островерхих колпаков встречаются на персонажах окуневских стел. Рис. 15. Женские войлочные колпаки: а – второй Пазырыкский курган; б – курган 1 могильника Ак-Алах-3; в – так выглядит войлочный колпак на голове женщины из второго Пазырыкского кургана. Высокие головные уборы жительниц Горного Алтая (как, впрочем, и Синьцзяна) можно отчасти сравнить с женскими рогообразными го-ловными уборами у народов Кавказа. «В их терминологии прослежи-вается устойчивая связь головного убора женщины с рогами животно-го и с гребнем хохолком птицы». Если действительно в символике женских головных уборов-колпаков присутствует образ коровьих (бычьих) рогов (как это было на Кавказе), то его связь с культурой бронзы Алтая имеет еще одно подтверждение, поскольку образ этого животного играл заметную роль в мировоззренческих представлениях населения окуневского круга культур – это нашло отражение в харак-терных изображениях быка (коровы) на каменных плитах. Деревянный головной убор (или основа для него) женщины из пя-того Пазырыкского кургана несколько напоминает головные уборы женщин, изображенных на золотых пряжках (с условным названием «отдых в пути») и на войлочном ковре из этого же кургана. Вырезан-ный из цельного куска кедра головной убор – довольно загадочное со-оружение, в точности отвечающее, как заметил С. И. Руденко, разме-рам и форме головы женщины. В этой деревянной шапочке с плоским верхом проделаны шесть круглых отверстий диаметром от 13 до 18 мм. Вспомним, что диаметр следов клевца на черепе мужчины из второго Пазырыкского кургана и на черепах коней составляет 16 – 18 мм: два – сзади на затылке, два – сверху над венечным швом че¬репа и два – над стреловидным швом. «В последние, - пишет С. И. Руденко, - были продеты две пряди волос». Может быть, символический смысл столь странного головного убо-ра заключался именно в этих дырках, имитирующих пробитую особым ритуальным способом голову (в черепе мужчины из второго Пазырыкского кургана насчитали три дыры от клевца, что явно много для простого убийства, к тому же мужчина был скальпирован). Исторически сложилось так, что головной убор с глубокой древно-сти являлся главным этнодифференцирующим признаком. И. В. Бого-словская, занимавшаяся изучением одежды народов библейских стран по египетским изобразительным источникам, пишет: «Анализ одежды всех народов Ближнего Востока показал, что именно оформление го-ловы в целом, включая прическу и бороду, было наиболее важной эт-нодифференцирующей частью костюма». Этнографические материалы подтверждают этот вывод. Например: «В женских головных уборах узбеков северных и южных районов Хорезма имелись значительные отличия. Но, как для женщин одной части оазиса, так и для женщин другой, головной убор был наиболее существенным элементом одежды для определения принадлежности их к соответствующей возрастной и этнической группе. Описывая широнголов – монголов Сань-Чуани, прожинавших по берегам Желтой реки, Г. Н. Потанин заметил, что главное отличие женского костюма заключается в головном уборе. В качестве доказательства он привел ряд интересных примеров. «В головных уборах у различных туркменских групп, – пишет Г. П. Васильева, - еще до сих пор можно найти наиболее значительные варианты. Еще недавно по головному убору женщины можно было установить, к какому племени она принадлежит». Подобных фактов множество. Все они поясняют, почему в рамках одной археологической культуры мы иногда встречаем несколько разновидностей женских головных уборов. Головной убор, прежде всего, указывал на статус женщины в обще-стве: пазырыкские парики, носившиеся на обритой голове, были, веро-ятно, характерны для замужних женщин, хозяек очагов, матерей. В этом смысле символичен состав формообразующей массы париков. Молодые девушки, напротив, носили такие же, как у мужчин, войлоч-ные шлемы (курган 1 могильника Ак-Алаха-1) и, наверное, не брили головы.
Культура Алтая © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz