Понедельник, 29.04.2024, 10:03Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 74

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Женские пояса

С помощью поясов-шнуров, плетенных из шерстяных ниток, на теле удерживались тяжелые шерстяные юбки. В коллекции имеется один целый экземпляр из погребения женщины в кургане 1 могильника Ак-Алаха-3 и множество фрагментов, в том числе и из Пазырыкских курганов. Длина сохранившегося пояса – 193 см, диаметр – около 2 см. Его концы разделены на шесть более тонких шнуров, каждый из которых оканчивается кисточкой (рис. 6, 7). Пояс окрашен в красно-рыжий цвет уже в готовом виде, т.к. внутри плетеной «косы» нитки остались белыми.


Рис. 6. Шерстяной плетеный пояс-шнур

 

Рис. 7. Схема шнура: 

А-Б – 24 см; Б-В – 19,5 см; В-Г – 115 см; Г-Д – 16,5 см; Д-Е – 22 см

 

 

Выполненные в той же технике плетения шерстяные пояса-шнуры как в монохромном, так и трехцветном исполнении найдены в могильнике Шампула. Полностью сохранившийся шнур в длину составляет 162 см. Надо заметить, что таким поясом-шнуром подпоясывать юбку гораздо удобнее, нежели кожаным ремнем. Кроме того (нам уже приходилось писать об этом), плетеный из шерстяных нитей пояс мог иметь ряд знаковых и мнемонических функций. Среди заговоров «Атархававеды» есть обращенный к поясу – на долгую жизнь: «О пояс, вложи в нас мысль, мудрость!... Обними ты меня на долголетие, о пояс!». Пояс считался оберегом от злых сил и хранителем жизни, поскольку он символизировал пуповину во время второго рождения. Три нити священного индийского шнура напоминали его носителю, что он должен заплатить три долга: древним мудрецам-риши, предкам и богам. Помимо этого, нити связывали узлом, символизировавшим Брахму, Вишну и Шиву.

Подобный пазырыкским плетеный пояс-шнур (кустиг), ставший отличительным знаком зороастрийцев, будучи сплетенным, из 72-х шерстяных нитей – по числу глав в Ясны, - обладал функцией памяти. Его развязывали и вновь подвязывали несколько раз в день во время произнесения молитвы.

Древние китайцы долгое время пользовались «системой узелков» на шнуре (цзешэн). Предполагают, что это был мягкий пояс с двумя кистями из шести шнуров каждый, причем на каждом шнуре можно было завязать по пять узелков. Важные дела фиксировались крупными узелками, а незначительные маленькими. Даже в период развитой письменности различные мнемонические средства имели широкое распространение. Так, например, Геродот рассказывает о том, как Дарий завязал 60 узлов на ремне и сообщил ионийским тиранам: «Возьмите этот ремень и поступайте так: как только увидите, что я выступаю против скифов, начиная с этого времени, развязывайте каждый день по одному узлу. Если я за это время не возвращусь, а дни, указанные узелками, истекут, то плывите на родину».

Возможно, и пазырыкский плетеный пояс-шнур с его двумя узлами на каждом конце и кистью, состоявшей из шести шнурков, помогал повторять слова заклинаний или молитв, воскрешая их в памяти (как бусины в четках). Культура, лишенная письменности, имеет множество способов сохранения необходимой для ее существования информации. Один из них, фиксируемый археологически, - завязывание узелков на память.

Культура Алтая © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz