Понедельник, 29.04.2024, 02:43Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 74

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Женские рубахи

Рубахи, вероятно, были как мужской, так и женской одеждой. Они выкраивались либо из двух полотнищ (переда и спинки, если хватало ширины ткани), либо из четырех (по два - спереди и на спине). Ширина полотнищ пазырыкских рубах (естественная или искусственно достигнутая путем сшивания двух кусков ткани) превышала ширину плеч, поэтому стан спускается с них, давая начало рукавам. Длинные рукава готовили отдельно и пришивали к стану без ластовиц. Их слегка присборивали у кисти. Горловина выбиралась и была округлой. Более широкими в подоле рубахи делали за счет небольших клиновидных вставок – по две с каждой стороны. Все швы отделывали шнурками, а горловину, подол и манжеты - тесьмой ярко-красного цвета (рис. 8, 9, 10, 11).

 


Рис. 8. Мумия, обнаруженная в кургане 1 могильника Ак-Алах-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9. Шелковая женская рубашка. Общий вид


Рис. 10. Шелковая женская рубашка. Прорисовка с размерами

 

 

 

Рис. 11. Схема кроя рубашки из полотнища ткани


 

Фрагменты таких рубах из гладкой шерстяной ткани полотняного переплетения обнаружены в кургане 1 могильника Ак-Алаха-5 и Кутургунтасе. Многие из мелких фрагментов шерстяной ткани полотняного переплетения, найденных в рядовых курганах Юго-Восточного Алтая, тоже могли быть частями рубах. Эти изделия уже имеют довольно сложный крой, о чем свидетельствует количество деталей, из которых они сшиты (десять у пазырыкской рубахи и восемь у ак-алахинской). Плечевые швы не позволяют назвать этот вид рубах туникообразным, поскольку в основе последнего — перекинутые через плечи полотнища.

Рубаха из Ак-Алахи-3 сохранила цвет натурального шелка чуть желтовато-бежевый, но с ярко-красной отделкой шерстяной тесьмой и шнуром. Хлопчатобумажные рубахи из второго Пазырыкского кургана (рис. 12) были окрашены в рыжеватый цвет красителем, состоящим главным образом из пурпурина, подученного из краппа. Судя по составу краски, их цвет 6ыл достаточно ярким. Тесьма и шнуры на рубахах имели иной оттенок красного. Ткани этих трех рубах, вероятно, были привезены из Индокитая. Индийские связи прослеживаются и по другим вещам из второго Пазырыкского кургана: бронзовому зеркалу-погремушке, мелкому цветному стеклянному бисеру, изображениям лотосов на одежде и обуви. Среди вещей из кургана 1 могильника Ак-Алаха-3 присутствуют стеклянный бисер и обломок зеркала вероятно, индийского происхождения.

 

 

Рис. 12. Хлопчатобумажная рубаха: а – общий вид; б – прорисовка кроя с размерами. Второй Пазырыкский курган.

 

Восточное Средиземноморье являлось не только родиной таких знаменитых красок древности, как кермес и пурпур, но было еще и тем местом, где с глубокой древности носили сшитые рубахи. Так, в мужской комплект одежды оседлых жителей Ханаана (XVI –XV вв. до н.э.) входила сшитая рубаха или туника из белого или неокрашенного полотна, отделанная по подолу, прорези для головы и швам цветным кантом. Этот тип одежды, считающийся хурритским, длительное время существовал на территории Сиро-Палестины и послужил исходной формой для создания современного костюма арабов-бедуинов. К характерным особенностям, сближающим эти древние рубахи (известные, главным образом, по египетским изобразительным источникам, а также по реальной тунике Тутанхамона) с рубахами из пазырыкских курганов, относятся: подчеркивание швов отделкой (это могла быть вышивка, гобеленовое тканье, кант), отсутствие каких-либо разрезов спереди и то, что, по-видимому, часть из них изготавливали из шерсти (известно, что производство шерстяных тканей и их кошение были в числе ремесел, принесших процветание ближневосточным городам-государствам).

Ближайшие аналоги пазырыкским рубахам находятся в гардеробе жителей синьцзянских оазисов: Субаши, Керии, Шампуле. Их объединяет общность кроя и отделки, а также цвет. Одинаковым был и основной материал: тонкие, гладкие шерстяные ткани полотняного переплетения и реже хлопок. Наиболее представительная коллекция рубах происходит из погребений Шампулы. Наряду с практически идентичными пазырыкским в коллекции есть экземпляры, которые при очевидном сходстве имеют некоторые различия, например, манжеты на рукавах, укороченные рукава и чаще всего появление более заметной отделки – в виде широкой красной тесьмы вокруг горловины, на манжетах, вертикально спереди. В таком виде, встречающемся и на других памятниках Синьцзяна, например в Джумбулак Куме, эти рубахи практически идентичны позднепарфянским, образцы которых известны по изобразительному искусству, в частности, по красочной росписи на сосуде из Мерва (V в. н.э.) где можно увидеть и соответствие цвета.

По результатам сравнительно-типологического анализа материалов по костюму народов Сидней Азии и Казахстана видно, что рубахи с горизонтальным вырезом ворота (койлек), с тесьмой по краю имели распространение в долинах Зеравшана, Кашкадарьи, Сурхандарьи, в Ташкенте, Бухаре и Хорезме. Такой ворот был широко известен таджикам, туркменам, каракалпакам. У всех этих народов он был характерен и для девичьих платьев. Это наиболее простое и архаическое оформление ворота, сохранившееся в натель­ной рубахе служителей культа.

Культура Алтая © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz