Понедельник, 29.04.2024, 02:43 | Главная | Регистрация | Вход | |||||
Культура Алтая |
Меню сайтаПоискКалендарь
Архив записейНаш опросДрузья сайтаБлюда Японской кухни СтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Женские рубахи
Рубахи,
вероятно, были как мужской, так и женской одеждой. Они выкраивались либо из
двух полотнищ (переда и спинки, если хватало ширины ткани), либо из четырех (по
два - спереди и на спине). Ширина полотнищ пазырыкских рубах (естественная или
искусственно достигнутая путем сшивания двух кусков ткани) превышала ширину
плеч, поэтому стан спускается с них, давая начало рукавам. Длинные рукава
готовили отдельно и пришивали к стану без ластовиц. Их слегка присборивали у
кисти. Горловина выбиралась и была округлой. Более широкими в подоле рубахи делали
за счет небольших клиновидных вставок – по две с каждой стороны. Все швы
отделывали шнурками, а горловину, подол и манжеты - тесьмой ярко-красного цвета
(рис. 8, 9, 10, 11).
Рис. 9. Шелковая женская рубашка. Общий вид
Рис. 10. Шелковая женская рубашка. Прорисовка с размерами Рис. 11. Схема кроя рубашки из полотнища ткани
Фрагменты таких рубах из гладкой
шерстяной ткани полотняного переплетения обнаружены в кургане 1 могильника
Ак-Алаха-5 и Кутургунтасе. Многие из мелких фрагментов шерстяной ткани полотняного
переплетения, найденных в рядовых курганах Юго-Восточного Алтая, тоже могли
быть частями рубах. Эти изделия уже имеют довольно сложный крой, о чем
свидетельствует количество деталей, из которых они сшиты (десять у пазырыкской
рубахи и восемь у ак-алахинской). Плечевые швы не позволяют назвать этот вид
рубах туникообразным, поскольку в основе последнего — перекинутые через плечи
полотнища. Рубаха
из
Ак-Алахи-3 сохранила цвет натурального шелка чуть
желтовато-бежевый, но с ярко-красной отделкой шерстяной тесьмой и шнуром. Хлопчатобумажные
рубахи из второго Пазырыкского кургана (рис. 12) были окрашены в рыжеватый цвет
красителем, состоящим главным образом из пурпурина, подученного из краппа. Судя
по составу краски, их цвет 6ыл достаточно ярким. Тесьма и шнуры на рубахах
имели иной оттенок красного. Ткани этих трех рубах, вероятно, были привезены из
Индокитая. Индийские связи прослеживаются и по другим вещам из второго Пазырыкского
кургана: бронзовому зеркалу-погремушке, мелкому цветному стеклянному бисеру,
изображениям лотосов на одежде и обуви. Среди вещей из кургана 1 могильника
Ак-Алаха-3 присутствуют стеклянный бисер и обломок зеркала вероятно, индийского
происхождения. Рис. 12.
Хлопчатобумажная рубаха: а – общий вид; б – прорисовка кроя с размерами. Второй
Пазырыкский курган. Восточное Средиземноморье являлось
не только родиной таких знаменитых красок древности, как кермес и пурпур, но было
еще и тем местом, где с глубокой древности носили сшитые рубахи. Так, в мужской
комплект одежды оседлых жителей Ханаана (XVI –XV вв. до н.э.) входила сшитая
рубаха или туника из белого или неокрашенного полотна, отделанная по подолу,
прорези для головы и швам цветным кантом. Этот тип одежды, считающийся
хурритским, длительное время существовал на территории Сиро-Палестины и
послужил исходной формой для создания современного костюма арабов-бедуинов. К характерным
особенностям, сближающим эти древние рубахи (известные, главным образом, по
египетским изобразительным источникам, а также по реальной тунике Тутанхамона)
с рубахами из пазырыкских курганов, относятся: подчеркивание швов отделкой (это
могла быть вышивка, гобеленовое тканье, кант), отсутствие каких-либо разрезов
спереди и то, что, по-видимому, часть из них изготавливали из шерсти (известно,
что производство шерстяных тканей и их кошение были в числе ремесел, принесших
процветание ближневосточным городам-государствам). Ближайшие аналоги пазырыкским
рубахам находятся в гардеробе жителей синьцзянских оазисов:
Субаши, Керии, Шампуле. Их объединяет общность кроя и отделки, а также цвет.
Одинаковым был и основной материал: тонкие, гладкие шерстяные
ткани полотняного переплетения и реже хлопок. Наиболее представительная
коллекция рубах происходит из погребений Шампулы. Наряду с практически идентичными
пазырыкским в коллекции есть экземпляры, которые при очевидном сходстве имеют
некоторые различия, например, манжеты на рукавах, укороченные рукава и чаще
всего появление более заметной отделки – в виде широкой красной тесьмы вокруг
горловины, на манжетах, вертикально спереди. В таком виде, встречающемся и на
других памятниках Синьцзяна, например в Джумбулак Куме, эти рубахи практически
идентичны позднепарфянским,
образцы которых известны по изобразительному искусству, в частности, по
красочной росписи на сосуде из Мерва (V в.
н.э.) где можно увидеть и соответствие цвета. По результатам сравнительно-типологического
анализа материалов по костюму народов Сидней Азии и Казахстана видно, что
рубахи с горизонтальным вырезом ворота (койлек), с тесьмой по краю имели
распространение в долинах Зеравшана, Кашкадарьи, Сурхандарьи, в Ташкенте,
Бухаре и Хорезме. Такой ворот был широко известен таджикам, туркменам,
каракалпакам. У всех
этих народов он был характерен и для девичьих платьев. Это наиболее простое и
архаическое оформление ворота, сохранившееся в нательной рубахе служителей
культа. |
||||
Культура Алтая © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz |