Понедельник, 29.04.2024, 05:48Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 74

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Женские юбки
К женскому костюму пазырыкцев относится шерстяная юбка, под-поясанная плетеным из шерстяных ниток поясом, рубаха свободного покроя с длинными рукавами, длинные войлочные сапоги-чулки, вой-лочный колпак и шуба. Личными украшениями и амулетами являются деревянные изображения зверей и птиц на головном уборе, гривна, серьги, изредка бусы, бисер и раковины каури. Этот набор дополняет зеркало. Формированию внешнего облика женщины помогали татуи-ровка и нанесение раскраски - скорее всего, на лицо. Возможна также скарификация (во всяком случае, прижизненное удаление симметрично расположенных зубов зафиксировано у женщины, похороненной в кургане 1 могильника Ак-Алаха-3). В погребениях иногда находят ми-неральные краски (например, вивианит, синий краситель), применяв-шиеся, по-видимому, для раскраски лица. Рассматриваемая нами коллекция содержит несколько неполных комплектов женской одежды. Это юбка, пояс, рубаха, сапоги-чулки, головной убор-парик, войлочный колпак из кургана 1 могильника Ак-Алаха-3, фрагменты двух юбок, две рубахи, войлочный колпак, сапоги-чулки, войлочные носочки, шубы из второго Пазырыкского кургана, фрагменты юбки и рубахи из кургана 1 могильника Ак-Алаха-5, украшения и аксессуары. Пазырыкские юбки состояли из трех и более горизонтальных полос шерстяной ткани. Ширина полос зависела от ткацкого устройства. От длины полос, как правило, довольно значительной, зависела ширина юбки. Полосы сшивали между собой в горизонтальном направлении (рис. 4, 5), а получившееся полотнище соединяли в трубу, и юбка была готова. При этом ничего, повторяющего фасон пазырыкских юбок, древней истории костюма не найдено. Сшитые юбки – большая ред-кость и важный этнокультурный признак, поскольку повсеместное распространение получила запахивающаяся (или намотанная вокруг тела и состоящая из одного куска ткани) поясная одежда, так называе-мая опояска. Такие (короткие по длине) изделия были как мужской, так и женской одеждой народов Восточного Средиземноморья в XVI XI вв. до н.э. К запахивающимся юбкам, которые носили кочевники (без различия пола), относится короткая юбка киргизов – белдемчи, увеко-веченная на половецких бабах. Другие популярные виды женской по-ясной одежды (лишь частично сшитой) – это характерные для восточ-ных славян понева, плахта, горбатка, дерга, запаска. В подобного типа поясную одежду была одета девочка - скифянка из погребения в кургане Вишневая Могила. Рис. 4. Фрагмент юбки из второго Пазырыкского кургана Рис. 5. Шерстянная юбка: а – общий вид; б – увеличенный фрагмент; в- прорисовка кроя с размерами. Курган 1 могильника Ак-Алаха-3 Ближайшие и полные аналогии пазырыкским юбкам есть в мате-риалах могильников Синьцзяна. Так, юбка из Ак-Алахи-3 аналогична юбка из Субаши-3. Они близки не только по внешнему виду, способу пошива и цвету, но и по размерам: ширина полос ткани, из которой сшиты юбки – 55, 48, 40 см (Ак-Алаха-3) и 57, 46, 35 см (Субаши-3), длина юбок - 143 см (Ак-Алаха-3) и 138см (Субаши-3). Юбке из курга-на 1 могильника Ак-Алаха-5 (сохранилось четыре сшитых между со-бой полосы) соответствует юбка из погребения 4 могильника Зангха-лук (Черчен), у которой сохранилось пять полос. Ширина полос ткани у последней около 28 см., а их длина 2 м., а у ак-алахинской ширина полос 23,5; 27; 35,5 см, полная длина неизвестна. Что касается юбок из второго Пазырыкского кургана то одна из них состояла из чередую-щихся полос пестрой гобеленовой и красной ткани (шириной 10 и 16 см. длиной 275 см), другая из полос красной и сине-зеленой ткани (шириной 16 и 17 см, полная длина неизвестна). Эти юбки напоминают изделия из Субаши-3, из могильника Зангхалук (Черчен) из могильника Джумбулак Кум (Керия), Шампула (Лобнор). По мнению Э. Барбер, гобеленовая полоса юбки из могильника Зангхалук (Черчен) орнамен-том похожа такие же полосы от юбки из второго Пазырыкского курга-на. Наиболее близки, как следует из описаний, пазырыкским, а еще бо-лее - разнообразным синьцзянским юбкам, юбки женщин Юго-Восточной Азии (в XII в.) Вот что пишет о них и способах их ношения Чжоу Цюй-Фей: «Их юбки обшиваются со всех сторон. В длину чжан с лишним (более трех метров). Надевают через ноги (значит, юбки были сшитыми) и закрепляют на пояснице с помощью лианы, которой опоя-сываются. Подтыкая юбки, укорачивают их. Если юбки заткнуты под пояс, то талия увеличивается (совсем как у пазырыкцев) Называют их «бабьими юбками». Судя по этнографическим свидетельствам, у про-живающей в провинции Юньнань (Китай) народности бэнлун женщи-ны носят цветные (попеременно чередуются горизонтальные красные, синие и желтые полосы), сшитые несшитые юбки из хлопчатобумаж-ной ткани. Женщины одного из национальных меньшинств Китая – на-родности ицзу – предпочитали широкую и длинную шерстяную юбку. У женщин лао (народ тайской семьи) были в ходу облегающие фигуру юбки (пасин); их изготавливали из прямоугольного полотнища ткани, сложенного по длине пополам и сшитого с одной стороны. Юбку завя-зывали на талии поясом. Приспосабливая юбку к фигуре, впереди де-лали складку. Сшитые юбки были характерны для женщин лу – пред-ставителей народов группы горных тай. При этом одновременно наде-вались две юбки: верхняя – короткая и узкая сделанная из тканей в бе-лую, красную, зеленую и черную полосы, и нижняя – более длинная, белая, с многоцветными полосами внизу. В Северо-Восточной Индии сшитая юбка заменяет сари – например, у ассамцев. На западе Индии в Раджастане, говорят, что «фасоны женских юбок меняются через каждые двадцать четыре мили» Юбку, сшитую из красных, желтых и серых полос, носят на территории Бангладеш в районе Читталонга женщины чакма. Надо полагать, что широкие и длинные шерстяные сшитые юбки, входившие в комплект центрально-азиатского костюма, были, как и многое другое (штаны, головные уборы с перьями, распаш-ные куртки, нагрудники, всевозможные обмотки на ноги и т. п.), заим-ствованы народами Юго-Восточной Азии. Эти интересные аналогии, впрочем, не решают вопроса о происхождении данного типа юбок. Они лишь позволяют проследить их дальнейшую судьбу после исчезновения из Центрально-Азиатского региона. Надо отметить, что давние связи жителей Юго-Восточной Азии с населением Центральной Азии можно проследить уже и потому, что до последней четверти IVв. до н.э. территории современных провинций Сычуань и Юньнань, где до сих пор бытуют юбки Древнего центрально-азиатского типа, и входили в южно-китайское княжество Чу, откуда происходит шелк, обнаруженный в пазырыкских и синьцзянских могилах. О проникновении вглубь Юго-Восточной Азии представителей центрально-азиатского населения свидетельствует известный «всаднический комплекс» в культуре Диена, сформировавшейся и середине I тыс. до н.э. под непосредственным влиянием всадников евразийских степей. Возможно, среди них было население Горного Алтая и Синьцзяна. Была ли юбка обязательной частью женской одежды пазырыкцев и когда ее надевали впервые – неизвестно. Ношение юбок в славянской культуре было признаком замужней женщины. «Для целого ряда мест-ностей» — пишет Д. К. Зеленин, - отмечено существование обычая, в силу которого девушка до самого замужества одевается в одну только рубашку». Автор приводит пример из практики, существовавшей еще в 40-х и 50-х годах XIX столетия в Подольской губернии: «Девушка, по-ка не засватанная, не носит юбки». У каренов, представителей одного из национальных меньшинств Юго-Восточной Азии, девушки носили длинные белые платья, а после замужества – юбку и кофту. О пазы-рыкцах мы знаем то, что молодые девушки у них нередко становились воинами, - тогда им приходилось носить мужскую одежду, в том числе и штаны. Погребение такой амазонки было исследовано в кургане 1 могильника Ак-Алаха-1. Т. е. в пазырыкском обществе, возможно, но-шение юбки указывало на семейное положение женщины, вышедшей из категории воинов. Юбка — чрезвычайно информативная часть женского костюма. В этом отношении большой интерес представляют юбки из могильника Шампула, яркой отличительной особенностью которых являются вши-тые гобеленовые полосы с орнаментом из изображений деревьев, зве-рей, птиц, всадников, бабочек гор и т. п. По мнению Э. Банкер, эти изображения могли играть защитную роль, обладая охранительными свойствами. В бедных шампульских погребениях подобные юбки были настоящим богатством. Это, как считает Э. Банкер может, свидетельст-вовать о высоком положении женщины в обществе. У ряда народов Юго-Восточной Азии цвет и расположение полос на юбках относятся к важным приемам выражения этнической дифференциации. Например, у лао Северного Таиланда ткани на юбку делали обязательно с гори-зонтальными, а у лао Северо-Восточного Таиланда с вертикальными полосами. У юбок мыонгов две-три разноцветные полосы на юбке рас-полагаются вверху, у тай столь же – неукоснительно внизу. По цвету юбки различают представительниц разных групп мео: так, у черных и цветных мео юбка делается из трех, сшитых по горизонтали, полос ткани синей или черной вверху и внизу, а в середине из батика; а у бе-лых же мео вся юбка – белого или серого цвета. Возможно, и у жи-тельниц Синьцзяна и Горного Алтая сочетание цветов и расположение разноцветных и гобеленовых полос на юбках имело дифференцирую-щее значение, но что оно дифференцировало пока остается загадкой. Длина пазырыкской юбки не особенно соотносилась с ростом но-сившей ее женщины. Она определялась шириной и количеством полос ткани, которые шли на ее изготовление (узких – больше, широких – меньше). На теле длина юбки регулировалась с помощью завязанного на талии (или под грудью) пояса. Широкие и длинные шерстяные юбки были теплой одеждой; под них, кроме того, надевались войлочные са-поги-чулки. Более того, на синьцзянских мумиях из Субаши-3 под юб-ками были обнаружены тканые длинные штаны.
Культура Алтая © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz