Понедельник, 29.04.2024, 05:45Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 74

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Исторические сведения о Пазырыкской культуре
   Пазырыкская культура — скифская археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.), основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае. Носители этой культуры обитали на смежных территориях Казахстана, Республики Алтай и Монголии.
&ndsp;&ndsp; Свое название культура получила по памятнику в урочище Пазырык Улаганского района, где академиком Руденко были в 1929 г. раскопаны усыпальницы племенной знати. Основное занятие населения — кочевое скотоводство. Знатных мертвецов хоронили в деревянных срубах. Пазырыкцы носили войлочные шубы, отделанные собольими мехами. Предположительно пазырыкская культура — продукт развития афанасьевской культуры. Рядовое население пазырыкской культуры в своей основе было европеоидным. Вместе с родственными племенами тагарской культуры подверглись атакам прото-хунну. Скифы, древние кочевые племена Восточной Европы и Западной Азии, обосновались в конце VII-II в. до н.э. в Причерноморье и на берегах Каспийского моря. Происхождение этих племен, которые, вероятно, принадлежали к индоевропейской группе, до сих пор до конца не выяснено. Известно, что скифские воины воевали с Персией, нападали на греческие колонии в Причерноморье, сохранились упоминания о наемниках-скифах в армиях этих государств. Скифское время на Алтае связано, прежде всего, с пазырыкской археологической культурой ранних кочевников (VII-II вв. до н.э.). Главным занятием кочевого племени пазырыкских воинов была охота. Пазырыкцы знали и любили природу, были прекрасными художниками: изображали барсов, орлов, оленей, рисовали фантастических животных. Десятки таких племен появились в степях Евразии, создав культуру, которая была названа скифо-сибирской, по имени наиболее известного племени. После разгрома скифского государства готами скифы растворились среди других племен, предположительно внеся свою лепту и в формирование славянского этноса. Курганы пазырыкского периода выявлены во многих районах Алтая (Улаганский, Онгудайский, Усть-Коксинский, Чарышский и др.). Встречаются как большие, так и малые курганы, причем, как правило, малые курганы — это погребения рядовых кочевников. Большие курганы, наиболее интересные с исторической точки зрения, обычно вытянуты в цепочку в направлении север-юг. Под каменными насыпями в ямах находятся срубы с деревянным перекрытием или каменные ящики. По богатству инвентаря (металлические чеканы, ножи, кинжалы, зеркала, изделия из кости, украшения, конская сбруя) и внутренней конструкции они резко отличаются от малых курганов. Это погребения родоплеменной знати. В курганах с мерзлотой сохранились предметы из дерева, кожи, войлока, тканей. Впервые пазырыкские курганы были исследованы в урочище Пазырык на реке Большой Улаган, где была обнаружена цепочка из пяти больших курганов. В 1993 г. на плато Укок археологами Новосибирского института археологии и этнографии была сделана уникальная находка бальзамированного тела молодой знатной женщины. Кроме могильников к эпохе раннего железа относятся поселения, поминальные и ритуальные сооружения, многочисленные менгиры (каменные стелы), «оленные камни», петроглифы. Курганные могильники шибинского периода (от названия урочища Шибе в долине реки Урсул) были обнаружены по рекам Катанда, Берепь, Каракол, Курота, Курай, Яконур, Песчаная. По размерам и устройству они похожи на пазырыкские курганы. В них встречаются вещи китайского происхождения, а в богатых курганах — довольно много золотых вещей. К эпохе ранних кочевников относят и группу писаниц Центрального Алтая, выполненных способом пунктирной набивки, при котором все изображение заполняется ямочками и точками. Были найдены следы золотых приисков далеких времен. Помимо добычи золота, развивалось узкоспециализированное скотоводство (коневодство, овцеводство), охота на копытных и пушных зверей. В III в. до н.э. пазырыкская культура сменилась гунно-сарматской культурой. К концу III в. до н.э. племенной союз хунну, предки гуннов, покоривших позже европейские народы, создал первое в Центральной Азии раннеклассовое государство. За последние 20 лет в Горном Алтае были открыты и исследованы около двух десятков памятников этого периода. К ним относятся могильники Усть-Эдиган, Чендек, Верхний Уймон, Белый Бом, Бикв, Айрыдаш и др., а также поселения, городища, святилища: Юстыд, Бертек, Майма, Кучерла и т.д. Культурная и этническая принадлежность этих памятников пока не установлена. Возможно, пазырыкская культура не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа. О преемственности двух культур свидетельствует схожесть погребального обряда. Кроме того, в одном из погребений гуннского типа на средней Катуни был найден комплекс вещей скифской культуры, а в одном из пазырыкских курганов — накладки лука гуннского типа. Пазырыкские курганы это цепочка из пяти курганов протянулась с севера на юг вдоль большой долины в урочище Пазырык на правом берегу реки Большой Улаган. Огромные насыпи из камней, покрытых лишайниками и мхом, не заметить невозможно.Курганы представляют собой могилы родовых или племенных вождей, сооружённые во время скифского периода (II-V в до н.э.). Первый пазырыкский курган был раскопан в 1929 году С.И. Руденко, а в период с 1947 г. по 1949 г. М.П. Грязновым и С.И. Руденко была исследована вся цепочка из пяти курганов. Под каменными насыпями были обнаружены прямоугольные ямы глубиной до 4 м и площадью около 50 кв.м. В ямах стояли погребальные камеры, напоминающие срубы. Они имели двойные стены, пол, потолок. Внутри камеры были отделаны досками, снаружи — бревнами. Промежуточное пространство было заполнено дробленым камнем, поверх потолка камер до верхнего края ямы было навалено свыше 300 бревен средней толщины. Вследствие значительной высоты урочища Пазырык, особенностей климата и конструкции курганов, вскоре после их сооружения под ними образовалась многолетняя мерзлота, обеспечившая хорошую сохранность всего положенного в могилу. В срубах были обнаружены бальзамированные тела мужчин и женщин, находившихся в саркофагах, тела мужчин были покрыты татуировкой. Здесь были найдены экземпляры роскошной одежды, обуви, ковры местной и иранской работы, столики на резных ножках, вышитая шёлковая китайская ткань, кориандр и украшения из маленьких ракушек, известных в то далекое время в Персидском заливе. Найденные в Пазырыкских курганах предметы позволяют утверждать, что у скифов были налажены связи не только с Китаем, но и с Персией и другими странами. В курганах обнаружены уникальные предметы: древнейший в мире ворсовый ковер, древнейшие пышно украшенные седла, колесница для четверки упряжных лошадей и многое другое. Весьма любопытно, что в тот период у ассирийцев, персов, греков и других народов с развитой культурой седел еще не было. И это не случайно: Горный Алтай входил в ту область зоны Центральной Азии, где возникла первая войлочная юрта и, была раньше, чем где-либо, одомашнена лошадь. В настоящее время извлеченные из Пазырыкских курганов ценности хранятся в Эрмитаже в отделе первобытной культуры. Они представлены в семи залах, посвященных искусству и культуре Сибири. Отдельные находки можно также увидеть в краеведческих музеях Бийска и Горно-Алтайска.

Культура Алтая © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz